Меню

Как техническое задание становится полем для манипуляций: реальные кейсы и пути решения

К каким проблемам приводит отсутствие единой терминологии КТРУ на примере реальных кейсов и как их решить, рассказал генеральный директор компании Сергей Семикин на выставке «Электроника России».

Сергей Семикин - Как техническое задание становится полем для манипуляций: реальные кейсы и пути решенияКруглый стол «Нефинансовые меры государственной поддержки: как повысить спрос на российскую радиоэлектронную продукцию», организованный экспертом отрасли Максимом Горшениным и Ассоциацией 26.20, стал заметным событием на выставке «Электроника России». Специалисты обсудили возможные меры нефинансовой господдержки отечественных производителей.

Вокруг КТРУ сложилась ситуация, которую недобросовестные игроки рынка используют, нарушая принципы честной конкуренции. Это приводит к снижению качества отгружаемой продукции, потере доверия заказчиков, росту контрафакта и в конечном итоге тормозит развитие отечественных технологий.

Проблема системная — отсутствие единой и четкой терминологии превращает техническое задание в поле для манипуляций, а не инструмент описания потребностей.

Ключевая болевая точка: нормативный вакуум.

До сих пор существуют ситуации, в которых регуляторы, заказчики и производители могут говорить об одной и той же вещи на разных языках. Заказчик обязан составлять ТЗ в соответствии с требованиями законодательства РФ, но парадокс в том, что для описания большей части позиций КТРУ нет официально принятых стандартов.

Вместо них используются так называемые общепринятые понятия, которые каждый может трактовать как хочет.

Яркий пример — ситуация с АРМами. Ассоциация 26.20 обращала внимание, что описание этой позиции сформулировано расплывчато, и добилась ее исключения из списка ОКПД 2 с 1 ноября 2025 года. Это, конечно, правильный шаг, потому что под видом отечественных АРМов часто поставляли иностранную технику.

Но что в итоге? Заказчики вынуждены покупать системные блоки, мониторы, клавиатуры и мыши в соответствии с описанием позиций в КТРУ, но даже само наименование позиции в КТРУ не соответствует ГОСТам.

Например, системный блок — в КТРУ есть, а в ГОСТе его нет. И здесь возникает правовая коллизия: заказчики при описании объекта закупки обязаны использовать ГОСТы, но в КТРУ таких позиций просто нет. И речь не только о наименовании! Если углубиться в описание технических характеристик, противоречий будет еще больше, вплоть до использования характеристик несуществующего оборудования.

Примеры из практики

  1. В КТРУ один и тот же порт может быть описан разными версиями. Например, заказчику нужны четыре USB-порта. В ТЗ он указывает два порта версии «А» и два порта версии «В», но из-за КТРУ у него нет возможности уточнить, что всего их должно быть четыре. Ему поставляют оборудование только с двумя портами «А» и объясняют, что эти порты могут работать как в версии А, так и В. Формально поставщик выполнил ТЗ, но по факту заказчик получил не то. Что хотел.

  2. Еще один способ обойти требования КТРУ — применение переходников и разных разветвителей USB-портов. Запрета на это нет, но скорость передачи данных значительно снижается.

  3. Заказчик требует наличия определенного интерфейса, но при поставке этот интерфейс уже занят другим устройством. Поставщик это обосновывает тем, что в ТЗ не указано, что этот интерфейс должен быть свободен. Например, по ТЗ требуется наличие слота PCI-экспресс, но производитель в этот слот PCI-экспресс добавил плату расширения с 4 USB-портами. Формально он выполнил требования по наличию слота PCI экспресс, но использовать его по назначению заказчик не сможет, так как этот слот занят.

  4. В описании системного блока в КТРУ указана тактовая частота оперативной памяти в мегагерцах, а на самом деле она измеряется в мегатранзакциях, ведь мы измеряем передачу информации, а не колебания. На практике ни один производитель не выпускает системные блоки с тактовой частотой от 1600 до 4800 МГц, но вынужден использовать эту единицу измерения, чтобы соответствовать КТРУ. При этом в ГОСТе принято понятие «скорость передачи транзакций», однако единица измерения не указана.

  5. В отношении количества внутренних и внешних отсеков корпуса системного блока в КТРУ указаны три значения: ноль, больше трех, но меньше четырех, больше пяти, но меньше семи. Если заказчику нужно два, четыре или шесть отсеков, то он не сможет отразить точное значение в ТЗ, а будет использовать значение больше пяти, но меньше семи. Поставщик имеет право поставить корпус с пятью отсеками. А заказчик не сможет защитить свои интересы, так как закон не на его стороне.

Вторая ключевая проблема — синхронизация нормативных документов в части использования кодов ОКПД 2 и наименования продукции.

Наименование в классификаторе ОКПД 2 не соответствует ГОСТам. Регламентирующие документы при формировании заключения МПТ также не предусматривают процедуры проверки подаваемого оборудования на соответствие названиям и кодам ОКПД 2. Получается, что одно и то же устройство может называться и ПЭВМ, и системный блок, и стационарный ПК и так далее.

Что необходимо сделать:

  1. Стандартизировать термины и определения — усовершенствовать существующие ГОСТы, разработать и внедрить недостающие ГОСТы или ведомственные регламенты на все виды оборудования.

  2. Своевременно информировать реально заинтересованных производителей, которые готовы включиться в экспертные группы при Минфине — предлагать изменения в законодательную базу, и участвовать в разработке требований КТРУ на этапе их формирования.

  3. Внести изменения в КТРУ — необходимо обеспечить единообразие формулировок в ОКПД 2, ГОСТах и других нормативных документах, чтобы повысить эффективность и снизить риск ошибок при описании объекта закупки в техническом задании.

+7 (495) 707-77-77