«Прозрачность — лучший антидот против нарушений»: генеральный директор компании ГИГАНТ выступил на Международном технологическим конгрессе

Одним из ключевых событий Международного технологического конгресса, который проходит в парке «Патриот» 16–19 сентября, стала сессия с экспертами ИТ-рынка и производителями. Специалисты отрасли обсудили локализацию производства и профилактику нарушений требований. Генеральный директор компании ГИГАНТ Сергей Семикин выступил с докладом на тему «Локализация и контроль над радиоэлектронной продукцией из российского реестра».
Тема действительно горячая! Недобросовестные компании намеренно идут на подлог ради получения коммерческой выгоды, а страдают от этого и поставщики, и производители, и, конечно же, заказчики. Отсутствие эффективных механизмов контроля — это основная и главная причина того, что добросовестные отечественные компании теряют заказы и, соответственно, прибыль, которую могли бы направить на модернизацию существующих производств и НИОКР.

Сергей Семикин назвал основные факторы данной проблемы и предложил пути ее решения.
Что нужно сделать?
1. Организовать механизм контроля и маркировки товара. Причем необходимо расширить и список устройств, подпадающих под обязательную маркировку, и состав сведений о товаре, позволяющих определить уровень локализации продукции. В QR-коде или цифровом паспорте товара должна быть не только модель и серийный номер, но и:
-
список ключевых компонентов, определяющих локализацию;
-
их производители;
-
статус (реестровый/нереестровый);
-
дата установки/сборки.
2. Настроить сквозную прослеживаемость компонентов. Каждый «локализующий» компонент должен иметь цифровой след: от производителя — к поставщику — и далее к заказчику. Возможно, это может быть реализовано через ГИСП или специальный реестр Минпромторга либо новый механизм контроля.
3. Ввести юридическую ответственность производителей и поставщиков за поставку контрафакта. Сюда входят следующие действия:
-
разработка мер контроля со стороны заказчика;
-
включение требований о предоставлении сведений о маркировке и идентификации продукции на этапе приемки товара согласно закупочному законодательству для госучреждений;
-
вовлечение контролирующих органов в процесс проверки оборудования по реализованным контрактам.
4. Открыть информацию о продукте. Производитель должен публиковать на своем сайте и ГИСП спецификацию: в обязательном порядке — указывать компоненты, определяющие уровень локализации, допустимые модификации и конфигурации. Прозрачность — лучший антидот против нарушений.
И последний и важный аспект, который отметил Сергей Семикин, — это отсутствие гибкости реестра для производителей.
Необходимо введение гибкого механизма замены комплектующих в составе реестровых изделий при условии сохранения общего уровня локализации и итоговой балльности. Это позволит производителям оперативно реагировать на рыночные вызовы, не нарушая требований.
«Именно поэтому важно обратить внимание и проработать эти два пункта — упростить процесс обновления реестровой записи и ускорить процедуру замены комплектующих и производственных площадок», — подчеркнул Сергей Семикин.
Только совместными усилиями — государства, производителей и заказчиков — можно создать прозрачную, гибкую и ответственную систему, которая обеспечит подлинную локализацию и укрепит наш технологический суверенитет.